Цель: подготовить обучающихся к
оказанию первой помощи, четким и быстрым их действиям в случае происшествия с
пострадавшим.
Задачи:
- ознакомить с организационно-правовыми
аспектами оказания первой помощи;
-развивать и
усовершенствовать навыки оказания первой помощи;
-воспитать у
учащихся необходимые для оказания первой
помощи морально- волевые качества.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, практическая работа)
Методы обучения: словесные
(беседа, рассказ), ИКТ, частично-поисковые, показ приемов и
действий учащимся ,решение ситуационных задач (практическая работа)
Оборудование: компьютер; раздаточный
материал, тренажер сердечно – легочный и мозговой реанимации «Максим», тренажер-манекен
для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей,
кукла (младенец), презентация к уроку.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам, ребята, просмотреть небольшой
сюжет презентации.
Ваша задача подумать и сформулировать цель нашего урока.
Сл.2,3 .Показ презентации.
Учитель: Да действительно, жизнь
человеческая полна неожиданностей. Ни один человек в мире не может быть уверен
в своём постоянном благополучии, в том, что с ним завтра или через час ничего
не случится. Очень часто люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают
как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь
окружающих людей.
Сл.3.
Ведь во всём мире и в нашей стране ежедневно гибнут люди, оказавшиеся в очень
трудных и опасных ситуациях. Основной причиной несчастных случаев является
незнание или несоблюдение правил безопасности.
Как вы думаете,
зачем в начале урока я показала вам кадры с мест чрезвычайных происшествий?
Сл.4. Ответы учеников. Постановка цели.
Сегодня на уроке мы должны научиться оказывать первую помощь при различных неотложных состояниях. В любой экстремальной ситуации человек
должен знать, как себя вести. Учиться
этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной
ситуации, часто зависит здоровье, а
порой и жизнь.
Вот тут и встает проблема: «Очевидец
происшествия – спаситель пострадавшего?»
II. Усвоение новых знаний. 20 мин.
Учитель: Откройте тетради, запишите
дату и тему “Первая помощь при различных неотложных состояниях
”.
Сл.5. В настоящее время первая
помощь определяется как комплекс срочных простейших мероприятий по спасению
жизни человека. Цель её состоит в устранении явлений, угрожающих жизни, а также
в предупреждении дальнейших повреждений и возможных осложнений.
На сегодняшний день система оказания
первой помощи в РФ регламентируется следующими документами: ФЗ №-323 от 21.11.2011 «Об
основах охраны здоровья граждан РФ», приказ Минздравсоцразвития России от 4 мая
2012г. №477н «Об утверждении перечня
состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи» . Согласно
законодательству нашей страны, каждый гражданин имеет право оказывать первую
помощь при наличии соответствующей подготовки и навыков. Если нет ощущения ,
что вы можете оказать первую помощь, охватывает паника, лучше этого не делать.
Но обязательно вызовите скорую медицинскую помощь по телефону 103, 112 и
постарайтесь найти человека, который сможет помочь пострадавшему.
Сл.6. При оказании первой помощи соблюдаем следующие правила:
собственная безопасность (я обезопасил себя и остановку вокруг себя, моей жизни
и жизни пострадавшего ничего не угрожает), инфекционная безопасность ( средства
индивидуальной защиты), психологическая поддержка (поддерживайте общение,
будьте внимательным слушателем) и
правило «помоги себе сам» ( не только пострадавший но и вы испытываете стресс).
Сл.7. Во всех ситуациях нужно следовать универсальному
алгоритму оказания первой помощи. Итак,
что делать, если вы увидели человека, которму плохо? Перед тем как начать действовать
нужно ответить на вопросы. Есть опасность для Вас и пострадавшего (осмотр места
проишествия)? Что произошло? Есть сильное кровотечение? Есть сознание? Есть
дыхание? Затем мы вызываем скорую медицинскую помощь по номеру 112, 103.
Начинаем оказывать первую помощь. Ждем приезда скорой и постоянно контролируем
состояние пострадавшего(наличие сознания, дыхания и кровообращения) и оказываем
психологическую поддержку.
Учитель:
Приходилось ли вам слышать сердечно- легочная реанимация. Дайте ваше
определение этому понятию. (Ответы школьников).
Сл.8. СЛР– это сочетание непрямого
массажа сердца с искусственной вентиляцией легких. Применяется, когда у
пострадавшего нет дыхания и сознания.
Внезапная смерть (остановка дыхания и
кровообращения) может быть вызвана заболеваниями (инфаркт миокарда, аритмии) ил
внешним воздействием(травма. Поражение электрическим током, утопление). Вне
зависимости от причин реанимация проводится в соответствии с определенным
алгоритмом, рекомендованным Российским Национальным и Европейским советами по
реанимации.
Способы проверки сознания, дыхания,
кровообращения у пострадавшего (показ на манекене):
ü
для проверки сознания участник оказания первой
помощи пытается вступить с пострадавшим в словесный и тактильный контакты, проверяя его реакцию
на это;
ü
проверка
дыхания проводится по принципу «вижу-слышу-ощущаю»: освобождаем грудную клетку
от одежды; наклоняемся щекой и ухом ко рту и носу пострадавшего и в течении 10
секунд попытаемся услышать его дыхание и увидеть движение грудной клетки (по
новым правилам пульс не проверяется)
ü
Отсутствие дыхания определяет необходимость
вызова скорой медицинской помощь (либо сами по громкой связи, либо просите
другого человека; при вызове необходимо обязательно сообщить диспетчеру
следующую информацию: адрес ,что произошло, число пострадавших , возраст, какая
помощь оказывается) и проведения сердечно- легочной реанимации.
Сл.9.Техника
СЛР(показ на манекене):
- Станьте
перед пострадавшим на колени напротив грудной клетки пострадавшего
(пострадавший лежит на спине твердой ровной поверхности);
- Сцепите
пальцы рук в замок ;
- Установите
руки на центр грудной клетки (руки выпрямляются в локтевых суставах, плечи
участника оказания ПП располагаются над пострадавшим так, чтобы давление
осуществлялось перпендикулярно плоскости грудины);
- Давление
руками на грудину выполняется массой тела участника оказания ПП на глубину
5-6 см с частотой 100-120 раз в минуту.
- После
30 надавливаний руками на грудину необходимо осуществить искусственное
дыхание методом «Рот ко рту» (запрокинуть голову, поднять подбородок,
зажать нос двумя пальцами и сделать два вдувания)
- Каждые
пять циклов необходимо проверять дыхание
Сл.10. Особенности СЛР у детей(показ на
манекене):
ü
Убедится в отсутствии сознания и дыхания, вызов
скорой помощи;
ü
Пять вдуваний, обхватив губами одновременно рот
и нос;
ü
Сделать 30 надавливаний на глубину примерно
одной трети грудной клетки двумя
пальцами;
ü
Затем два вдувания в рот и нос;
ü
Продолжаем СЛР
ü
Каждые пять циклов необходимо проверять дыхание
Ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий:
ü
Нарушение последовательности мероприятий СЛР;
ü
Неправильная техника выполнения давления руками
на грудину пострадавшего (неправильное расположение рук, недостаточная или
избыточная глубина надавливаний, не правильная частота, отсутствие полного
поднятия грудной клетки после каждого надавливания);
ü
Неправильная техника выполнения искусственного
дыхания (недостаточное или неправильное открытие дыхательных путей, избыточный
или недостаточный объём вдуваемого воздуха);
ü
Неправильное соотношение надавливаний руками на
грудину и вдохов искусственного дыхания;
ü
Время между надавливаниями руками на грудину
пострадавшего более 10 с.
Показания к прекращению СЛР:
ü
Приезд скорой медицинской помощи;
ü
Явные признаки нежизнеспособности;
ü
Физическая усталость, необходимо привлечь
помощника.
ü
В случае появления самостоятельного дыхания
(необходимо придать боковое положение);
Сл.11. Устойчивое боковое положение применяется
, когда у пострадавшего нет сознания, есть дыхание. Это состояние угрожает
жизни пострадавшего.
Чтобы придать устойчивое боковое положение(восстановительное
положение) нужно выполнить следующие действия (показ на манекене) :1. Расположите ближнюю руку
пострадавшего под прямым углом к его телу;2.дальнюю руку пострадавшего
приложить тыльной стороной ладони к противоположной щеке пострадавшего,
придерживая её своей; 3.после этого согнуть дальнюю ногу пострадавшего в
колене, поставить её с опорой на стопу, надавить на колено этой ноги на себя и
повернуть пострадавшего; 4.после поворота пострадавшего набок слегка
запрокинуть его голову для открытия дыхательных путей и подтянуть ногу, лежащую
сверху ближе к животу (чтобы колено и бедро между собой образовали прямой
угол); укрываем пострадавшего; каждую
минуту контроль дыхания (встаем на колени со спины руку кладем на живот и проверяем по принципу «слышу-вижу-ощущаю»)
Сл.12. Порядок
оказания первой помощи при частичной и полном нарушении проходимости верхних
дыхательных путей, вызванном инородным телом.
Признаком нарушения проходимости дыхательных путей является поза,
при котором человек держится рукой за горло и одновременно пытается кашлять,
чтобы удалить инородное тело. Непроходимость дыхательных путей может быть
частичной (сохраняется способность
кашлять, дышать и говорить) и полной ( не может говорить, кашлять и дышать,
держится за горло, начинает синеть, не отвечает, а только кивает).
Первая помощь(показ на манекене):
1.Встать сбоку и
немного сзади пострадавшего ;
2. придерживая
одной рукой другой наклонить его вперед, чтобы в случае смещения инородного
тела оно попало в рот пострадавшего, а не опустилось ниже в дыхательные пути;
3.нанести пять
резких ударов основанием ладони по спине между лопатками пострадавшего;
4.проверить
после каждого удара, не удалось ли устранить нарушение проходимости;
5. если после 5
ударов инородное тело не удалено, то следует;
6. встать позади
пострадавшего и обхватить его обеими руками на уровне верхней части живота;
7. сжать кулак
одной из рук и поместить его над пупком;
8. обхватить кулак другой рукой и слегка
наклонив пострадавшего вперед, резко надавить на его живот в направлении внутрь
и кверху;
9. чередуйте 5 ударов по спине и 5 толчков в живот, пока
инородное тело не выйдет; если пострадавший потерял сознание приступаем к СЛР.
Сл.13. (показ на манекене) Непроходимость дыхательных путей у
младенца( лицо младенца синеет, плачет не издавая звуки, дыхание отсутствует):
Позвоните в скорую помощь; поверните младенца
лицом вниз на предплечье так, чтобы голова находилась ниже туловища- под углом
около 45 градусов(придерживая голову и
шею рукой); основанием ладони второй руки сделайте 5 энергичных хлопков между
лопатками: переложите младенца на свою свободную руку лицом вверх, поддерживая
голову и шею; положите младенца к себе на бедро, соблюдая угол 45 градусов;
двумя пальцами
свободной руки сделайте 5 резких толчков на грудину младенца; чередуйте 5 ударов по спине и 5 толчков в живот, пока
инородное тело не выйдет или не приедет скорая помощь; если ребенок потерял
сознание- приступаем к СЛР.
III. Закрепление изученного материала -10
минут.
Сл.14. Для того, что бы закрепить
полученные вами знания, а заодно и проверить правильность их выполнения, я
предлагаю вам решить следующую ситуационную задачу «Случай на спортивной площадке». Мальчишки
играли футбол. У одного из них во рту была жевательная резинка. В какой-то
момент игры одному из игроков в голову
сильно попадает мяч и он падает. А
другой игрок начинает сильно кашлять и начинает синеть. Ваша задача оценить
риски и оказать первую помощь двум пострадавшим.
(Класс делится на три команды. Время для подготовки 3 минуты.
Команды по желанию комментируют решение
задачи и выполняют необходимые действия.
Решение задачи продолжается до команды учителя о её прекращении. Учитель не
участвует в решении задачи, не правильные действия не комментирует и не
исправляет.
Сл.15. После решения ситуативной задачи учитель подводит итоги, отмечая положительные
действия обучающихся и недостатки.)
IV. Подведение итогов - рефлексия.
Сл. 16.
Ребята я предлагаю вам составить синквейн:
- ЖИЗНЬ
- Два
прилагательных
- Три
глагола
- Короткое
предложение
- Одно
слово
Например:
жизнь удивительная, загадочная, учит, помогает, советует, хочется попробовать
и познать, загадка
Обсуждение
выводов учащихся.
V. Домашнее задание – 1 мин.
Сл..17. На следующем уроке мы будем отрабатывать
полученные знания на тренажерах. Для того чтобы наш следующий урок прошёл
плодотворно, я предлагаю вам дома самим придумать
ситуативные задачи по пройденной теме и
дать её решить своим
одноклассникам.
Всего доброго и будьте здоровы!
Составил: Дмитриева Алина Леонидовна учитель физической культуры и
ОБЖ