«Игры-задания для повышения уровня овладения языковым материалом на уроках чувашского языка»

«Игры-задания для повышения уровня овладения языковым материалом на уроках чувашского языка»

«Игры-задания для повышения уровня овладения языковым материалом на уроках чувашского языка»

 

                                                                                                      Елёхина Екатерина Петровна,

                                                                                                      учитель начальных классов 

                                                                                                      МБОУ «Цивильская средняя

                                                                                                      общеобразовательная школа

                                                                                                      №2» Цивильского района                 

                                                                                                               Чувашской Республики                                                                    

 

Профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и слабыми, но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями и научить добывать эти знания, научить отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе то лучшее, что делает человека человеком.

 Использование социоигровых приемов на уроке чувашского языка в начальных классах вносит разнообразие в учебный  процесс, активизирует интерес к изучаемому языку, развивает языковое чутье, поддерживает работоспособность, снимает усталость, и тем самым облегчается процесс овладения новым языком. В процессе игры дети слышат чувашскую речь и лучше запоминают её. Игровые обязательства, добровольно принятые ими и друг перед другом, и перед учителем, обеспечивают повышению внимательности и работоспособности, пробуждают интерес у учащихся обеспечивают их гармоничное языковое развитие, воспитывать у детей любовь и уважение к чувашскому языку, желание на нем общаться.

  В свое время мне в руки попалась замечательная книга В.М. Букатова и А.П. Ершовой «Хрестоматия игровых приемов обучения», вышедшая в издательстве «Первое сентября» в 2000г.  Здесь я нашла много интересных  игр, игровых приемов, которые можно использовать и  на уроках чувашского языка.  Нашла и превратила в цепочку новых, найденных мною вариантов.

Любую ребячью заботу – обсудить, прочитать, сосчитать, определить, обнаружить, запомнить и т.д. – лучше осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «правах» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих.  Игровые задания, представленные в данной статье,  являются подспорьем в создании такой атмосферы.

    Одна группа заданий направлена на социоигровое приобщение к делу. Эти задания помогают выстраивать деловые отношения учителя с классом и учеников друг с другом. Каждый в свое время и каждый на своем месте, каждый после кого-то и перед кем-то – эти «нехитрые» игровые правила заимствованы из театральной педагогики и детских народных игр, эффективно сочетаются в работе над любым учебным материалом.

Другие игры-задания могут помочь избавиться от скуки и горьких минут отчаяния. Они могут стать мостиками, по которым дети будут переходить от одного вида деятельности к другому (например, от очень понравившегося к тому, что сначала кажется менее привлекательным). Могут помочь они и в дозировках трудоемкой работы, и в снятии ситуации затянувшегося ожидания.

В  третьих, играх доминируют механизмы деятельного и психологически эффективного отдыха. Они характеризуются доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьезным выигрышем.

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т.д.) передается в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий называет день недели, а принимающий – следующий день; или передающий - существительное, принимающий – прилагательное (глагол) к нему.

«Слепой капитан»

Ученики каждого ряда выбирают по капитану, которым завязывают глаза, и, руководствуясь указаниями-подсказками учителя, они выполняют учебное задание. Например, на ощупь отгадывают предмет и рассказывают о нем все, что знают, или учитель читает небольшой текст, а ученики рисуют картину и т.п.  Подобные задания, как правило, вызывают у учеников большой азарт и надолго запоминаются вместе с тем учебным материалом, который был задействован в задании.

 «Собрать фразу»

Ученики знакомятся с текстом учебника. Затем работают в парах или в группах  -собирают самую длинную разрезанную фразу (варианты: самую сложную, трудную), реконструируя ее по смыслу. Готовый вариант записывается на чистом листочке и передаётся для проверки учителю. (Вариант: проверяются по учебнику.)

«Живой алфавит»

Ведущий распределяет (можно устно или на листочках) буквы алфавита между всеми учащимися и задает слово, например, гриб. После этого по сигналу к доске должны выйти те ученики, буква которых входит в слово, и выстроиться в последовательности букв в заданном слове.

Построившись, ученики могут произнести слово одновременно или (что для них гораздо сложнее и интереснее) по слогам, когда каждый слог произносится только теми буквами – учениками, из которых этот слог состоит. (Вариант: к доске вызываются, например, буквы у, р, о, к   и они решают, может ли из этого набора букв сложиться какое-нибудь слово).

 «Буква по воздуху»

Задание связано с двигательной активностью и эффективно при изучении алфавита. Ученики выбирают ведущего. Он, стоя спиной к классу, пишет по воздуху крупную букву. Все отгадывают ее (при этом часто отгадывающие непроизвольно повторяют движения ведущего, что способствует запоминанию изучаемого). Разумеется, отгадать загадку может тот, кто загаданную букву уже знает. Но повторять движения, совершенные ведущим во время письма, может захотеть любой ученик.

Буквы можно писать по воздуху:

-рукой, плечом, головой и т.д.

«Найди букву»

Ученики за оговоренный период времени находят и обводят карандашом в незнакомом тексте определенную букву (она крупно пишется на доске). Новое время – новая буква, хотя текст (или фрагмент) остается прежним. Таким образом, ученики невольно знакомятся с текстом. Такое непритязательное, поверхностное знакомство тем не менее создает очень благоприятные условия для дальнейшего углубленного изучения содержания напечатанного.

«Слово из предложения»

Ученик   (или малая группка) выбирает предложение в изучаемом тексте и загадывает его классу, назвав одно слово из этого предложения. Класс ищет его в тексте. Многократное обращение к тексту происходит легко и непринужденно, поэтому особенно полезно работать с текстом, в котором каждая фраза должна звучать часто и усваиваться школьниками.

«С миру по букве»

Задание заключается в следующем: кто сумеет за определенное время составить предложение (или более или менее связный рассказ), в котором все слова начинались бы с одной буквы. (Перед началом можно договориться, что любые несообразности допустимы: пусть кот клюет клюкву, а свинья съедает селедку с салом, лишь бы рассказ получился связным).

«Руки – ноги»

Класс старается безошибочно выполнить простые движения по команде учителя: один хлопок – поднять руки (опустить руки), два хлопка – встать (сесть). Упражнение можно включать в любой вид работы класса и на всех этапах  и  периодах занятий.

«Встать по пальцам»

Исходное положение: все сидят; учитель, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев и вслух считает до трех, после чего произносит: «Замри!». Он поворачивается к ученикам. В классе должно стоять столько учеников, сколько было показано пальцев. В этом упражнении каждый ученик внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Это упражнение хорошо выполняется только при условии нацеленности на общий результат.

 «Стою, на кого-то смотрю»

Разминка заключается в том, что тот, на кого спокойно посмотрит учитель (ведущий- ученик), встает. Элементарное задание, завершающееся словами ведущего «спасибо, садись». Вариант разминки можно использовать как образец вежливого общения.

 «Эхо»

Ученики отвечают на звуки ведущего (учителя, ученика) дружным эхом. «Эхо» можно использовать в разных моментах урока, но продолжительность его не должна быть большой.  (Вариант: когда дети тренируются читать вслух, разминку можно использовать для того, чтобы помочь читающему услышать свои ошибки.  Класс сопровождает одного читающего или говорящего голосовым эхом. Таким образом, говорящий слышит себя в звучании «эха», и старается особенно тщательно прочитывать слова).

    «Ловить зверюшку»

Исполнители по очереди «тянут» билетики с заданием, в котором указано, кого они должны ловить –  курицу, бабочку, чужую кошку, своего котенка, вылетевшего волнистого попугайчика, козу, корову или поросенка и т.д.       Исполнитель до тех пор выполняет задание, пока большинство зрителей не встают со своих мест в знак того, что для них превращение произошло, то есть они увидели, кого ловит исполнитель. Тогда педагог просит зрителей назвать «отгаданную» зверюшку, а исполнителя – прочитать задание вслух. При совпадении заданного в билетике с тем, что увидели зрители, ведущий соглашается с успешностью работы. Упражнение тренирует умение фиксировать особенности и детали в поведении.

При обучении чувашскому языку роль игровых моментов, огромна. Я привела только малую часть из используемых заданий. Как показывает практика, такие уроки обучающимся очень нравятся.  Дети легко вступают в игру, не замечая, что идет процесс урока. Они с удовольствием участвуют в групповой игре, повышая уровень овладения языковым материалом, особенно лексико-грамматическим, проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении.

Разумное применение игровых приёмов на уроках и сочетание их с другими методическими приёмами способствует эффективному и качественному усвоению материала и делает радостным сам процесс познания, который становится потребностью. 

 

 

.