Развитие soft skills на уроках английского языка как ключевой навык успешного выпускника.

Развитие soft skills на уроках  английского языка как ключевой навык успешного выпускника.

Развитие soft skills на уроках  английского языка как ключевой навык успешного выпускника.

Окулова Г.М.

Одна из задач образовательной системы на сегодняшний день - подготовить компетентного образованного человека, желающего активно выполнять аналитическую, творческую работу, имеющего мотивацию к саморазвитию и самореализации. Так как любой язык – это, прежде всего способ общения, и ученик, просто владеющий техническим набором правил и лексикой, не сможет в полной мере реализовать все умения языка и развивать их на должном уровне. В связи с этим возникает вопрос, какие навыки и умения являются наиболее эффективными при обучении иностранным языкам. Учеными давно доказано, что развитие «гибких» навыков в процессе обучения иностранному языку дополняет профессиональную подготовку «универсализмом, позволяющим личности быстро адаптироваться и добиваться успеха в условиях неопределенности, сложности и неоднозначности современного мира. Стоит отметить, что уже в подростковом возрасте школьники имеют определенный набор навыков и инструментов, как профессиональных, так и личностных. Очевидно, что soft skills очень важны в сфере образования и что развитие данных навыков следует начинать уже в подростковом возрасте.

         Психологи подразделяют навыки людей на две группы: hard skills и soft skills.

 «Hard skills (англ. «твердые навыки») — это набор профессиональных

навыков и умений, связанных со специализированной стороной деятельности. Такие навыки можно продемонстрировать, они относятся к обязательным требованиям при приеме на работу, их указывают в должностных инструкциях.

Soft skills (англ.«мягкие навыки») связаны не с конкретным видом деятельности, а с коммуникациями для эффективного взаимодействия с людьми. Их часто называют «личными качествами», подчеркивая прямую зависимость между soft skills и характером человека, его темпераментом и личным опытом». Какие именно навыки и компетенции необходимо развивать в человеке, чтобы он был успешен в современном мире. Наиболее популярной является модель «4К», в которой представлены основные ключевые компетенции, необходимые для обучения в современном мире. В них входят:

·        communication (коммуникация)

·        cooperation(кооперация, сотрудничество)

·        creativity (креативность)

·        critical thinking (критическое мышление)

Эти навыки вполне соответствуют заявленным в ФГОС результатам изучения предметной области «Иностранные языки» и предполагают «сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире. следующие методы формирования и совершенствования «гибких» навыков:

Самообучение — самостоятельное изучение необходимой

информации о моделях успешного поведения и универсальных навыках.

Поиск обратной связи (feedback) — получение обратной связи от одноклассников, родителей, преподавателей об успешности своего поведения в аспекте конкретных навыков.

Обучение на опыте других — выделение моделей успешного поведения в работе человека, обладающего высоким уровнем развития социальных компетенций.

Специальные задания — упражнения, развивающие определенные компетенции, воспитывающие в учениках выбранные личностные качества или, наоборот, утилизирующие вредные привычки.

Развитие в процессе работы — поиск и освоение более эффективных моделей поведения при решении задач или при выполнении заданий и в процессе изучения иностранного языка через различные методы обучения и типы уроков.

 

Конспект урока (9 класс)

 

Цель урока:

формирование коммуникативной компетенции по теме “Money ”

Задачи урока:

a) обучающая: создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности создать условия для развития аналитических способностей

b) воспитательные: способствовать формированию уважения к сверстникам, работе в группе/паре, содействовать развитию интереса к изучению иностранного языка;

 c) развивающие: расширить общий и филологический кругозор учащихся

Вид урока: традиционный

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Материалы и оборудование: раздаточные материал, доска, компьютер,

проектор.

 

 

 

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1.

Приветствие

Good morning! How are you today?

Приветствуют, делятся

эмоциями, отвечают

полными ответами

2.

Введение в тему

Today we are going to have Money Quiz! Divide into small groups and raise your hands to answer

Устраивает викторину, спрашивает, дает очки каждой группе

 Делятся на группы,

поднимают руки,

отвечают, получают очки

3.

 

In pairs discuss what you think is the meaning of the words in bold

Раздает лексику в контексте.

Ходит, проверяет, помогает с переводом

В парах обсуждают

значения слов

Now let’s move to quotations about money

Раздает материал, дает время прочесть, новую лексику выносит на доску

Читают, разбирают

незнакомые слова

4.

Работа с

лексикой

What is each person saying? What do they think of money? Who do you agree with the most, if any?

Выносит эти вопросы на слайде и дает детям обсудить их в парах, слушает, проверяет

В парах обсуждают,

выражают свое мнение

5.

Обсуждение

Do you think that money can

contribute to a person’s happiness?

What is good about money?

 What is bad about it?

Слушает, проверяет

В парах обсуждают,

выражают свое мнение

Does anybody would like to share?

Спрашивает по одному, ставит

оценки за активность

Желающие отвечают и

делятся мнением

6.

Подведение

итогов, запись

д/з

Thank you for your work today, at home you have to learn all new lexis. Good bye!

Записывают домашнее

задание, прощаются

 

 

 

Если мы рассмотрим структурно урок в 9 классе, то после приветствия, преподаватель вводит тему занятия ("Деньги") и устраивает на эту тему викторину – для проведения викторины она делит класс на группы и первая команда поднявшая руку отвечает. Использование данного игрового метода не только повышает активность на занятии, но развивает сразу несколько компетенций по системе «4К». Так как дети поделены на группы, а без общения работа в группе не осуществима, то реализуется коммуникативная компетенция. Тем не менее, отвечает кто-то один из группы, поэтому перед ответом вся команда совещается и работает совместно, что показывает развитие навыка коллаборации. Более того, так как викторина это, прежде всего, ответы на вопросы по определенной тематике, то развиваются различные виды мышления, в том числе и критическое. После викторины преподаватель переходит к следующему этапу урока – введение новой лексики. Она раздает материалы с новой лексикой и просит старшеклассников обсудить их значение в паре. Групповая работа сменяется работой в паре, что опять же способствует развитию коммуникации и коллаборации. Обсуждение и обмен информацией с партнером формирует умение слушать, а поскольку учащиеся объясняют значение слов, то также формируются навыки аргументации и убеждения. Во время работы детей преподаватель также участвует в процессе, а именно ходит, слушает, проверяет и помогает, если требуется. Таким образом, учитель контролирует процесс, но все же дает детям работать самостоятельно, что является ключевым моментом при развитии soft skills. Далее применяются мультимедийные технологии, одни из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время. Применение ИКТ на различных этапах урока позволяет оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности учителя используют компьютерные презентации в Microsoft Power Point, видеоролики разной тематики, учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов, электронные приложения к УМК. Помимо большого вклада ИКТ во время процесса обучения иностранного языка, они также помогают в развитии soft skills. Например, применение мультимедийных материалов тренирует креативное мышление и расширяет творческий потенциал. Среди оборудования, использованного на занятии в 9 классе, можно выделить раздаточные материалы, доску, компьютер и проектор. Используя презентацию Microsoft Power Point, учитель выводит новые слова на слайде, в это же время, она переходит к следующему этапу – обсуждению цитат на тему урока «Деньги», которые так же появляются на слайде. Прежде всего, дается время на ознакомление с цитатами, чтобы убедиться, что детям понятен перевод. Обстановка на занятии дружелюбная и располагающая, ученики не боятся задавать вопросов и уточнять перевод слов. Как мы упоминали выше, создание комфортной психологической среды для каждого ребенка имеет большое значение для формирования социальных навыков. В связи с этим, на этапе обсуждения вопросов, которые так же были выведены на слайде, учащиеся свободно высказывают свое мнение сначала в парах, пока учитель так же слушает и проверяет, а после выражают свои суждения перед всем классом. Обсуждение подобных тем развивает такие виды soft skills, как ответственность и креативность. Учитель способствует развитию soft skills по «4К» используя различные виды работы на уроке и разбирая важные темы, которые особенно важны для учеников старшего звена. Если быть конкретнее, на данном занятии развивались две компетенции по «4К» это коммуникация и коллаборация, помимо данных компетенций также были укреплены такие социальные навыки, как навыки публичных выступлений (когда дети выражали свое мнение перед классом), навык организации командной работы (во время проведения викторины). Более того, организация любого мероприятия в игровой форме, будь это викторина, опрос или конкурс, подразумевает под собой соперничество во время урока.

Соперничество на баллы/оценки это всегда эмоционально напряженный процесс, поэтому во время проведения подобных мероприятий у детей также формируются навыки управления эмоциями, стрессом и даже тайм- менеджмент (если игра на время). Все управленческие навыки являются ключевой группой soft skills.

Системная работа учителя по развитию социальных навыков в ходе занятий по иностранном языку приведет к формированию прочных социально- психологических знаний, умений, навыков учащихся в процессе обучения, необходимых для успешного выполнения задач и взаимодействия с другими людьми, а так же для развития ключевых компетенций двадцать первого века, а именно: коммуникация, коллаборация, критическое мышление и креативность. Педагогу следует развивать умения учащихся понимать и чувствовать других людей; ставить детям задачи, которые соответствуют их способностям и характеру, и научить добиваться их выполнения; развивать лидерские качества у детей, воодушевить их и повести их за собой. 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абашкина О. Soft Skills: Ключ к карьере. Актион

[сайт]. 28.06.2010. URL: https://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere.

2. Бацунов С.Н. Дереча И.И., Кунгурова И.М.Современные детерминанты развития soft skills. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. - № 4

3. Бондарь И. Понятие Soft Skills https://www.kommersant.ru/doc/3286790.

4. Волосков И. В. Формирование системы гибких навыков soft skils в образовательном процессе. Открытый урок[сайт].

5. Карпова А. В. Развитие soft skills на занятиях по английскому языку как ключевой навык успешного выпускника. Открытое знание [сайт]. 31.03.2020. URL:

https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-soft-skills-nazanyatiyakh-

po-anglijskomu-yazyku-kak-klyuchevoj-navykuspeshnogo-vypusknika-vuza.html.

6.Салиева Л.И.ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS (СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ) В

ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШЕЙ

ШКОЛЕ.- Тюмень:ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК, 2020. 55 с.