Образовательная (модульная) программа по формированию экологической компетенции учащихся.
Пояснительная записка
Проблема экологического образования и природоохранного воспитания школьников приобретает сегодня особое значение.
Экологическое образование – педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, практическими умениями и навыками по оптимизации воздействия на окружающую среду в различных видах деятельности.
В современном экологическом образовании приоритетным становится свободное творческое развитие личности. Необходимо формировать у учащихся цельный интегрированный взгляд на мир, вырабатывать научный образ мышления, ребятам представление о Земле как едином организме, в котором все взаимосвязано.
Экологическая направленность реализуется через содержание образовательного процесса и воспитательную работу. При этом экологическая составляющая – системообразующий фактор образовательной программы.
Основная цель экологического образования и воспитания – формирование у школьников экологической компетенции как одной из ключевых, системных компетенций, лежащей в основе экологической культуры личности, выражающейся в наличии взаимосвязанных качеств (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых:
- для качественной, продуктивной деятельности в сфере взаимодействия с природой, окружающим миром, их сохранного пользования;
- самостоятельного приобретения и развития нового знания, образования, самообразования и саморазвития в вопросах взаимодействия систем «человек» и «природа».
Данная программа рассчитана на обучающихся уровня основного общего образования
Основные характеристики образовательной программы по формированию экологической компетенции учащихся.
Цель программы: создание необходимых организационно-педагогических условий формирования у школьников экологической компетенции как одной из ключевых, системных компетенций личности, лежащей в основе ее экологической культуры.
Задачи программы:
· формирование мировоззрения, основанного на понимании единства и взаимосвязи природы и общества;
· воспитание гражданственности и патриотизма, нравственных, этических и эстетических качеств личности и формирование на этой основе ответственного, бережного отношения к родной стране, республике, району, городу, их природе, высокой культуры общения с ней;
· выработка практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств;
· привлечение школьников к различным видам творческой и исследовательской деятельности в области экологии и защиты окружающей среды;
· пропаганда здорового образа жизни.
Структура содержания программы:
1. Изучение теоретических основ и закономерностей явлений природы в процессе учебной деятельности.
2. Учебно-воспитательная работа во внеурочное время, включая различные формы общественного детского движения экологической направленности.
3. Массовая и агитационная работа с жителями города.
4. Работа по благоустройству природных территорий.
5. Экскурсии с целью изучения природы родного края.
6. Эколого-просветительская деятельность.
7. Исследовательская работа по изучению объектов природы и природных экосистем.
8. Природоохранная деятельность.
Основные направления содержания образовательной программы по формированию экологической компетенции учащихся.
Модуль 1. Изучение теоретических основ и закономерностей явлений природы в процессе учебной деятельности.
Модуль 1.1. Естественнонаучные дисциплины:
- формирование элементарных знаний:
- о растениях, животных, воде, воздухе, почве, их значении для жизни человека и мерах защиты окружающей среды от загрязнения бытовыми и промышленными отходами;
- о возможности рационального использования природных ресурсов;
- формирование понятий о биосфере, популяции, биоценозе, экосистеме;
- изучение закономерностей и явлений, происходящих в природных комплексах, трофических связях, влияния деятельности человека на скорость и темпы перемещения химических элементов в природе;
- ознакомление учащихся с гигиеническими аспектами охраны окружающей среды, особенностями формирования психики человека в условиях научно-технического и социального процесса, проблемами рационального питания, охраны здоровья и защиты от вредного влияния внешних факторов среды;
- изучение взаимосвязи природы и общества;
- переход от изучения местных и национальных экологических проблем к проблемам, присущим другим странам, и затем к глобальным природоохранным проблемам;
- изучение структуры, образования и распространения вредных соединений в антропогенных средах;
- объяснение влияния различных химических веществ на растения, животных и человека, формирование представлений о способах восстановления равновесия природе и путях усовершенствования технологических процессов на химических предприятиях с целью защиты окружающей среды от загрязнений;
- формирование знаний:
- о причинах запыления воздуха и воды;
- об опасности шумового загрязнения;
- об источниках экологической опасности;
- о вредном воздействии на организм ультрафиолетовых лучей, повышения радиоактивного фона в природе.
Модуль 1.2. Предметы общественного (гуманитарного) цикла:
- формирование представлений:
- о глобальных проблемах современности, в т.ч. экологических;
- формах общественно-политической деятельности экологической направленности;
- расширение и углубление знаний о юридических аспектах экологических проблем.
Модуль 1.3. Предметы художественно-эстетического цикла:
- знакомство учащихся с нравственными аспектами общения человека с природой;
- формирование эстетического отношения к природе при помощи художественных произведений, в которых природа является главным объектом изображения или элементом композиции.
Модуль 1.4. Возможные дополнительные элективные курсы:
- «Экологические проблемы Чувашской Республики»;
- «Экологическая ситуация в России»;
- «Проектирование дизайна сельского двора»;
- «Красная книга Чувашии» и др.
Модуль 2. Учебно-воспитательная работа во внеурочное время:
- разработка программ элективных курсов экологической направленности или тематики;
- разработка и реализация коллективных и индивидуальных творческих и научно-исследовательских проектов по экологической тематике;
- организация работы кружков экологической направленности;
- разработка и проведение классных часов по проблемам охраны природы;
- использование на уроках и во внеурочной деятельности проектных, исследовательских, здоровьесберегающих, информационных и других технологий.
Модуль 3. Массовая и агитационная работа с учащимися, родителями, учителями, жителями города:
- экологические праздники:
- «День птиц»;
- «День Земли»;
- «День воды»;
- «День чистого воздуха»;
- «Всемирный день охраны окружающей среды»;
- «День российского эколога»;
- дальнейшее развитие детского экологического движения в школе и городе;
- викторины на знание краеведческого материала;
- ролевые и деловые игры, познавательные игры:
- «В гостях у леса»;
- «Зоологический КВН»;
- «Знатоки природы»;
- «Природа и здоровье человека»;
- устные журналы;
- заочные путешествия по заповедным местам и привлекательным с экологической точки зрения уголкам страны, республики, района, прилегающих к городу окрестностей;
- конкурсы творческих работ учащихся: стихов, сочинений, рисунков, плакатов, фотографий, экологических проектов.
Модуль 4. Работа по благоустройству природных территорий:
- формирование навыков по уходу за комнатными растениями;
- формирование навыков по уходу и выращиванию декоративных растений на пришкольной территории;
- формирование практических общетрудовых умений и навыков по выращиванию сельскохозяйственных растений на учебно-опытном участке.
Модуль 5. Экскурсии с целью изучения природы родного края:
- проведение фенологических наблюдений в природе;
- знакомство с многообразием видов растений и животных родного города;
- изучение экологического состояния природных объектов и экосистем своей местности;
- оформление экологической тропы, экологического музея школы.
Модуль 6. Эколого-просветительская деятельность:
- организация семинаров и конференций по проблемам экологии;
- проведение экологических чтений для учащихся и родителей «Экологические проблемы нашего города»;
- издание плакатов, газет экологической тематики;
- оформление стендов с информацией об особо охраняемых природных территориях, редких животных и растениях;
- участие в научно-практических конференциях по экологическим проблемам;
- участие в работе по созданию школьного экологического музея.
Модуль 7. Творческая и исследовательская работа по изучению объектов природы и природных экосистем:
- выбор объекта для исследования;
- изучение литературы, сбор необходимой информации;
- освоение методов сбора и обработки результатов;
- визуальное обследование объекта:
- фотографирование;
- составление карт-схем;
- определение видового состава растительного и животного мира;
- описание экологического состояния;
- проведение исследований;
- анализ результатов, разработка природоохранных мероприятий;
- разработка «Экологической тропы»;
- литературное оформление работы (сочинения, доклады, рефераты, проекты).
Модуль 8. Природоохранная деятельность:
- работы по восстановлению естественных растительных сообществ:
- посадка деревьев и кустарников на природных территориях и пришкольном участке;
- уборка родников вблизи города;
- изготовление кормушек, организация подкормки птиц в зимнее время;
- изготовление и развешивание искусственных гнездований для птиц;
- участие в городских, районных, республиканских экологических акциях;
- участие в мероприятиях по улучшению экологической обстановки города.
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Основные характеристики образовательной программы по формированию экологической компетенции учащихся.
3. Основные направления содержания образовательной программы по формированию экологической компетенции учащихся:
Модуль 1. Изучение теоретических основ и закономерностей явлений природы в процессе учебной деятельности.
Модуль 2. Учебно-воспитательная работа во внеурочное время.
Модуль 3. Массовая и агитационная работа с учащимися, родителями, учителями, жителями города.
Модуль 4. Работа по благоустройству природных территорий.
Модуль 5. Экскурсии с целью изучения природы родного края.
Модуль 6. Эколого-просветительская деятельность.
Модуль 7. Творческая и исследовательская работа по изучению объектов природы и природных экосистем.
Модуль 8. Природоохранная деятельность.