Программа
Одаренные дети
(работы с одаренными детьми по подготовке к олимпиаде по основам безопасности жизнедеятельности)
Разработчик программы: Учитель физической культуры и ОБЖ высшей квалификационной категории ДмитриеваА.Л.
Пояснительная записка.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны.
Важную роль в ее решении играет система образования. В законе Российской Федерации «Об образовании» указано на то, что необходимо развивать творческие возможности одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общества. Активный поиск и развитие одаренных детей должно стать одним из основных направлений системы образования.
Предметные олимпиады школьников являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам, которая способствует подготовке учащихся к жизни в современных условиях, условиях конкуренции. Они решают задачи, связанные с выявлением одаренных детей, повышением эффективности обучения, формирования активной личности, творческих способностей учащихся.
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности школ . Одаренным детям предоставляется широкая возможность участвовать в различных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах, проектах, как в очной, так и в заочной, дистанционной форме через сайты интернета.
В рамках подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников на базе МБОУ «Цивильская СОШ №2» организована работа с одаренными детьми по «Основам безопасности жизнедеятельности». Особенность программы заключается в стремлении развить логическое мышление и действия ученика в нестандартных ситуациях. В ней предложены вопросы и ситуации, на которые надо особо обратить внимание на олимпиадах всех уровней.
Практическая значимость программы заключается в том, что она может использоваться педагогами общеобразовательных учреждений.
Цели прогр аммы:
1. Создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки талантливых детей через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
2. Создать устойчивую систему работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы на основе инновационных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.
3. Подготовка к Олимпиаде по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Задачи программы:
1.Совершенствование знаний, умений и навыков теории и практики предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
2. Развитие творческого и познавательного потенциала одаренного ребенка, его коммуникативных способностей.
3. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Содержание программы направлено на освоение обучающихся знаний, умений и навыков, предусмотренного положением Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.
Ожидаемые резу льтаты:
· повышение качества образования по ОБЖ;
· формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
· обеспечение участия в различных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях и спортивных соревнованиях.
· подготовка победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ;
План мероприятий по программе работа с одаренными детьми
по подготовке к ВОШ
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные | |
Работа с уч ащимися | ||||
Разработка образовательной программы с одаренными детьми по «Основам безопасности жизнедеятельности» |
август |
учителя-предметники | ||
1 |
Пополнение банка данных школы 5-11 класс «одаренный ребенок» по направлениям |
сентябрь |
классный руководитель | |
2 |
Выбор форм работы с учащимися, в том числе и дополнительного образования, на текущий учебный год |
сентябрь |
классный руководитель | |
3 |
Проведение школьного этапа ВОШ по всем предметам: |
октябрь |
учителя-предметники | |
4 |
Проведение муниципального этапа ВОШ по учебным предметам |
ноябрь-декабрь |
учителя-предметники | |
5 |
Участие в районных научно-исследовательских конференциях |
в течение го да |
учителя-предметники | |
6 |
Участие в олимпиадах |
в течение го да ода |
учителя-предметники | |
7 |
Участие в конкурсах |
в течение го да |
учителя-предметники | |
8 |
Поощрение о даренных учащихся по итогам ВОШ «Звездный олимп» |
февраль |
администрация | |
9 |
Поощрение о даренных детей по итогам года «Школа зажигает звезды» |
май |
администрация | |
Работа с учителями | ||||
1 |
Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми -олимпиады по предметам, -разработки интеллектуальных мероприятий, - диагностические материалы по работе с одаренными учащимися |
в течение года |
учителя-предметники, классный руководитель | |
2 |
Приобретение учебно-методической литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми |
в течение года |
учителя-предметники, классный руководитель, администрация | |
3 |
Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей |
сентябрь |
администрация Совет школы | |
4 |
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми |
в течение года |
администрация | |
5 |
Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми: |
в течение года |
администрация, учителя -предметники | |
6 |
Расширение истемы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей |
В течении года |
Преподаватели дополнительного образования | |
Работа с ро дителями о даренных дете й | ||||
1 |
Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся: -собеседования школьного психолога с, родителями; -определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны родителей одаренным детям -привлечение родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне учреждения образования |
в течение года |
педагог-психолог, учителя -предметники | |
2 |
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей «Чествование лучших учащихся» |
май |
администрация | |
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Состоит из практического и теоретико-методического заданий.
Практические задания включают в себя ситуационные задачи по выполнению приемов оказания первой помощи, по выживанию в условиях природной среды, по ориентированию на местности, по организации жизнеобеспечения в условиях вынужденного автономного существования, по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, по о новам военной службы.
Теоретико-методические задание включает следующие разделы: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях, государственная система обеспечения безопасности населения, основы обороны государства и воинская обязанность
Тематический план
№ п/п |
Содержание про граммного материала |
Кол-во часов |
1 |
2 |
3 |
|
Раздел «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»: |
10. |
1 |
1.Обсуждение режима и плана работы группы, вводный инструктаж. |
1 |
2 |
1.Основы здорового образа жизни 2.Ситуационная задача |
1 |
3 |
Безопасность на улицах и дорогах (в части, касающейся пешеходов велосипедистов) 2.Ситуационная задача |
2 |
4 |
1.Безопасность в бытовой среде (основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами идр.) 2.Ситуационная задача |
1 |
5 |
1.Безопасность в природной среде 2.Ситуационная задача |
1 |
6 |
1.Безопасность на водоемах 2.Ситуационная задача |
1 |
7 |
1.безопасность в социальной среде (в криминогенных ситуациях и при террористических актах) 2.Ситуационная задача |
2 |
|
Раздел 2. «Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях» |
32 |
8 |
1.Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре 2.Ситуационная задача |
5 |
9 |
1.Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера 2. итуационная задача |
5 |
10 |
1.Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера 2.Ситуационная задача |
5 |
11 |
1.Использование средств индивидуальной коллективной защиты; 2.Ситуационная задача |
3 |
12 |
1.Действия населения по сигналу «Внимание всем!» и при эвакуации 2.Ситуационная задача |
2 |
13 |
1.Государственная система обеспечения безопасности населения 2.Ситуационная задача |
1 |
14 |
1.Единая госу дарственная система пре дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и система гражданской оборо ы 2.Ситуационная задача |
2 |
15 |
1.Безопасность и защита от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий 2.Ситуационная задача |
3 |
16 |
1.Мероприятия по защите населения от чрезвычайных с итуаций мирного и военного времен 2.Ситуационная задача |
2 |
17 |
1. Государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан |
2 |
18 |
1.Правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения; 2.Ситуационная задача |
2 |
|
Раздел 3. «Основы обороны государства и воинская обязанность» |
10 |
19 |
1.Основы обороны государства и воинская обязанность 2.Ситуационная задача |
2 |
20 |
1.Вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации (военные, политические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации, вооруженные силы России в структуре государственных институтов 2.Ситуационная задача |
2 |
21 |
1.Военно-историческая подготовка (военные реформы истории Российского государства, дни воинской славы в истории России 2.Ситуационная задача |
1 |
22 |
1.Военно-правовая подготовка ( правовые основы защиты государства и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к военной службе, пр вовой статус военнослужащего, прохождение военной службы, воинская дисциплина 2.Ситуационная задача |
3 |
23 |
1.Государственная и военная символика Вооруженных Сил Российской Федерации. 2.Ситуационная задача |
2 |
24 |
Раздел 4. Пе вая медицинская помощь |
4 |
25 |
Раздел 5. Топография и ориентирование |
4 |
26 |
Раздел 6. Жизнеобеспечение человека |
4 |
27 |
Раздел 7. Правила дорожного движения |
2 |
28 |
Раздел 8. Туризм |
2 |
Методическое у казание
Самый оптимальный вариант подготовки к муниципальному, республиканскому и Всеросийскому этапам олимпиады по ОБЖ– это система учебно-тренировочных сборов, во время которых для работы со ш ольниками необходимо привлечение специалистов: сотрудников пожарной части, ВДПО, сотрудников ГИБДД, медицинских работников и учителей –преметников. При подготовке школьников к теоретико-методическому конкурсу необходимо формировать систему знаний использую учебники, учебные пособия, как для школ, так и д ля вузов. Для оценки уровня теоретической подготовки можно использовать задания и тесты предыдущих олимпиад, но при этом учить школьников размышлять при ответе на вопросы, а не м ханически заучивать ответы тестовых заданий. Целесообразно провдить в перой половине дня теорию, а затем практические задания.
Использование учебной литературы и Интернет-ресурсо в при подготовке школьников к Олимпиаде
Основная литература:
Автор/авторский |
Наименование |
Класс |
|
Наименование из дателя (ей) | ||
коллектив |
учебника |
|
|
|
учебника |
|
|
|
|
|
|
|
|
Виноградова Н.Ф., |
Основы безо пасности |
5 - 6 |
|
ООО |
«Издательский |
центр |
Смирнов Д. В., |
жизнедеятельности |
|
|
«ВЕНТАНА-ГРАФ» |
| |
Сидоренко Л. В., |
|
|
|
|
|
|
Таранин А.Б. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виноградова Н.Ф., |
Основы безо пасности |
7 - 9 |
|
ООО |
«Издательский |
центр |
Смирнов Д. В., |
жизнедеятельности |
|
|
«ВЕНТАНА-ГРАФ» |
| |
Сидоренко Л. В., |
|
|
|
|
|
|
Таранин А.Б. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ким С.В., |
Основы безо пасности |
10-11 |
|
ООО |
«Издательский |
центр |
Горский В. А. |
жизнедеятельности |
|
|
«ВЕНТАНА-ГРАФ» |
| |
|
(базовый уро вень) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительная л итература: |
|
|
|
|
| |
Федеральные законы: |
|
|
|
|
| |
- Федеральный |
конституционный акон |
от 30 |
января |
2002 года № |
1-ФКЗ |
«О военном положении»
- Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»
- Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»
- Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
- Федеральный закон от 26 февраля 1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке
и мобилизации в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
- Федеральный закон от 9 февраля 2000 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
- Федеральный закон от 31 мая1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»
- Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ»
- Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76 «О статусе военнослужащих»
- Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»
- Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О борьбе с терроризмом»
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»
- Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»
Постановления Правительства РФ:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719
«Об утверждении Положения о воинском учете»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390
«О противопожарном режиме»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 де абря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1007
«О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
- Постановление Пр авительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об обучении в области ГО»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547
«Оподготовкенаселениявобластизащитыотчрезвычайныхситуацийприродного
и техногенного характера»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»
Рекомендуемые интернет-ресурсы:
1. http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация
о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях)
2. http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе,
имеется также архив статей)
3. http://vserosolymp.rudn.ru/ Методический сайт всероссийской олимпиады школьников.
4. http://mil.ru/ официальный сайт Министерства обороны РФ
5. https://мвд.рф/ официальный сайт Министерства внутренних дел РФ
6. http://www.mchs.gov.ru/ официальный сайт Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
7. https://www.gost.ru/portal/gost/ официальный сайт Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии
8. http://rb.mchs.gov.ru/ Межведомственная информационная система по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения и проблемам преодоления последствий радиационных аварий