«Увлекательный урок гимнастики »
Дмитриева Алина Леонидовна, учитель физической культуры и ОБЖ, МБОУ «Цивильская СОШ№ 2»
Вашему вниманию предлагается разработка урока с учётом инновационных подходов в процессе обучения физической культуры. Где особое внимание уделяется личностно-ориентированному методу – обучения в сотрудничестве, который построен на работе в группах.
Думаю, со мной согласятся многие учителя физкультуры, что четверть, в которой учащиеся проходят раздел гимнастики, является самой трудной в программном материале по физическому воспитанию. Акробатика, опорные прыжки, упражнения на перекладине, брусьях, бревне, вольные упражнения – все эти гимнастические упражнения предъявляют повышенные требования к таким физическим качествам, как сила, координация, ловкость и гибкость. А, как известно, последние из вышеперечисленных развиваются труднее всего. Все это сказывается на оценках и, как следствие, снижает интерес и мотивацию учеников к урокам физкультуры.
Как же этого избежать? Ведь программный материал никто не отменял. Но далеко не все учащиеся способны хорошо выполнить различные гимнастические элементы. И это не всегда означает, что ученик ленится и не хочет работать.
Думаю, что в такой ситуации надо предлагать разные творческие задания, в которых школьники могли бы проявить себя в том, что они умеют лучше всего. Такие задания развивают творческий потенциал, навыки коллективной работы, воспитывают чувство ответственности, делают уроки интереснее и эмоциональнее. И, что совсем немаловажно, каждый ученик, участвуя в такой работе, своим трудом и старанием, в конечном счете, повышает четвертную оценку.
В прошлом году я в конце урока предложила ученикам попробовать построить акробатические пирамиды. И хочу сказать, что результат превзошел все мои ожидания. Так появился школьный проект «Живые пирамиды». На выходе получили отличные спортивные номера , который были представлены на отчетных концертах 2014 , 2015 г. Выступали на открытии Всероссийской акции «Кросс нации-2015».(см.приложение №1)
План- конспект урока по физической культуре 9 класс.
Раздел: гимнастика
Тема: Совершенствование акробатических упражнений
Класс: 9
Цель: обучение учащихся использованию акробатических упражнений в построении гимнастических пирамид.
Задачи:1. Совершенствование акробатических упражнений.
2. Построение гимнастических пирамид.
3.Развитие творческих способностей, физических качеств.
4. Воспитание дисциплинированности, активности и
самостоятельности.
Тип урока: комбинированный урок
Методы проведения: индивидуальный, групповой.
Место проведения: спортивный зал
Оборудование и инвентарь: гимнастические маты, ТСО, рисунки гимнастических пирамид
Продолжительность урока: 45 мин.
Ход урока.
Содержание |
Дозировка, мин. |
Организационно-методические указания |
1 |
2 |
3 |
I.Вводная часть. 1. Построение, сообщение задач урока. 2. Ходьба: 1)на носках 2)на пятках 3)перекатом с пятки на носок 4) шаг галопа 5) шаг польки 3.Бег: 1) с захлестыванием голени 2)с высоким подниманием бедра 3) прыжками 4) скрестным шагом правым (левым) боком 5) приставными шагами 6) равномерный бег 4. Комплекс упражнений в парах:
· 1.И. п. – стоя спиной друг к другу, руки внизу; Б держит А за кисти рук. 1. – Отставить левую ногу на носок, поднимая правую руку, наклон влево. 2. – И. п. То же в другую сторону. Повторить 5 – 6 раз. · 2.И. п. – стоя лицом друг к другу, ноги врозь, наклонившись вперед, руки на плечи. 1. – Пружинящий наклон вперед. 2. – Поворот налево. То же с поворотом в другую сторону. Повторить 5 – 6 раз. · 3.И. п. – стоя спиной друг к другу, руки вверху. 1. – Выпад левой вперед, наклониться назад. 2. – И. п. То же другой ногой. Повторить 6 – 8 раз. · 4.И. п. – стоя спиной друг к другу, зацепив руки под локти. 1. – Присесть. 2. – И. п. Повторить 6 – 8 раз. · 5.И. п. – стоя спиной друг к другу; руки на плечи партнера. 1. – Мах левой ногой вправо – вперед. 2. – И. п. То же другой ногой. Повторить 6 – 8 раз. · 6.И. п. – сидя на полу лицом друг к другу, держась за руки, ноги согнуты в коленях, упираются ступнями. 1. – Выпрямить левую ногу вверх. 2. – и. п. 3 – 4. – То же правой ногой. 5 – 6. – Выпрямить обе ноги вверх. 7 – 8. – и. п. Повторить 5 –6 раз. · 7.И. п. – сидя лицом друг к другу, ноги врозь, упираясь ступнями; хват правыми руками. 1. – Один партнер наклоняется вперед (другой назад). 2. – И.п. 3. – Наклониться в другую сторону. 4. – И. п. То же, хват левыми руками. Повторить 5 – 6 раз. · 8.И. п. – упор лежа, ноги врозь; Б удерживает ноги А у пояса. 1. – А согнуть руки, Б – присесть. 2. – И. п. Повторить 6 – 8 раз. · 9.И. п. – А стоя на коленях, левую руку вперед, правую вверх; Б стоя к нему лицом, левая нога впереди, правая держит левую руку А. 1 – 2. – Наклониться назад. 3 – 4. – И. п. Повторить 6 – 8 раз. · 10. И.п. Передвижение вперед с партнером на плечах 20 – 25 м. · 11. И. п. – стоя лицом друг к другу; Б удерживает левую ногу А у пояса. 1 – 3. – Прыжки на правой ноге; смена положения ног. 4. – и. п. То же на другой ноге. Повторить 6 – 8 раз. |
10 мин. 1 мин. 1 мин 2 мин. 6 мин. 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз |
Проверить спортивную форму, сдача рапорта дежурным. Следить за правильным выполнением упражнений, постановка стоп и работой рук Перестроение из 1 шеренги в 2 Темп спокойный, сохранять равновесие Наклон выполнять точно в сторону, руки прямые Спина прямая Ноги во время маха не сгибать, спина прямая Колени не сгибать Темп спокойный, сохранять равновесие Темп спокойный, сохранять равновесие Темп спокойный, сохранять равновесие |
II. Основная часть 1.Показ презентации: «Гимнастика –как вид спорта» 2. Совершенствование акробатических упражнений: 1) кувырок вперед, назад, длинный 2)стойка на голове 3) мост, поворот с моста 4) стойка на лопатках 3. Построение гимнастических пирамид.(показ рисунков) 4 а)Задание для каждой группе построить свою гимнастическую пирамиду. б)построить общую пирамиду |
30 мин. 5 мин. 15 мин. 5 мин. 5 мин. 3мин. 2 мин. 10 мин. |
На слайде показаны основные понятия и их основное содержание. Гимнастика (греч. упражняю, тренирую) — один из наиболее популярных видов спорта и физической культуры. К видам гимнастики относятся: спортивная, художественная, акробатическая, эстетическая, командная, уличная . Оздоровительные виды гимнастики предусматривает выполнение упражнений в режиме дня в виде упражнений утренней гимнастики, физкультуры, физкультминутки в учебных заведениях и на производстве. Существует несколько видов оздоровительной гимнастики:
Спортивная акробатика — вид спорта, соревнования в выполнении акробатических упражнений, связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры. В соревнования входят три группы упражнений: акробатические прыжки женщин и мужчин, упражнения женских, смешанных и мужских пар, групповые упражнения женщин (втроём) и мужчин (вчетвером). В каждом виде программы спортсмены выполняют по два обязательных и произвольных упражнения: в акробатических прыжках — гладкое (включает сальто с поворотом не более чем на 180°) и винтовое (включает сальто с поворотом не менее чем на 360°); в парных и групповых упражнениях — статическое (с балансированием) и темповое (вольтижировочное). Выступления спортсменов оцениваются по системе, принятой в спортивной гимнастике. Все партнёры в паре или группе должны принадлежать к одной из возрастных категорий: до 11 лет, 12—14, 15—16, 17 и старше. Как олимпийский вид спорта спортивная акробатика возникла в 1932 году на 10-х Олимпийских играх, когда мужские акробатические прыжки (тамблинг) вошли в программу соревнований по гимнастике как отдельный вид спорта (показательные соревнования по ним проводились на Олимпиадах 1996 и 2000 годов). С этого времени по ним стали проводиться соревнования в Великобритании, США и других странах. В СССР как самостоятельный вид спорта сформировалась в конце 1930-х годов. Первый всесоюзный чемпионат по спортивной акробатике состоялся в 1939 году. Женские соревнования проводятся с 1940 года, юношеские — с 1951 года. Расстелить 2 дорожки, выложить маты Упражнения выполняются на матах.(по 2 человека на один мат.) Плотная группировка во время кувырка; выполнение прыжка не только вверх, но и вперед, чтобы избежать удара при приземлении; особое внимание обратить на страховку Из упора присев . сгибая руки и подавая плечи вперед, поставить голову лобно-теменной частью на мат, поднять туловище в вертикальное положение, выпрямить ноги. (нос не должен касаться мата) Страховка: стоя с боку (на коленях)поддерживать под бедра и поясницу. Обратить внимание на опору всей ступни, ноги врозь, кисти рук направлены под лопатки, голова назад. В стойке туловище должно быть прямым, носки вытянуть, локти широко не расставлять. Беседа о использовании акробатических упражнений в построении пирамид, разбор и построение общей пирамиды. Гимнастические пирамиды строятся из акробатических упражнений, которые начали появляться в Греции 18 в. до н.э. И дошли до нас. Пирамиды могут быть разные по количеству исполнителей, сложности в построении и рисунку, и т.д. Обратить внимание на страховку Показ пирамиды, отметить самую оригинальную пирамиду. Диалог с учащимися о применении пирамид, их значении. Построение пирамид можно применить в качестве выступления на отчетном концерте школы в конце учебного года и т.д. Что построение пирамид развивает творческое воображение, гибкость тела, коллективизм, сложное построение -силу, улучшает координацию движений |
III. Заключительная часть 1.Упражнения для мышц брюшного пресса (на животе, на спине): А) девушки ( 15 раз *2 серии) Б)юноши(20раз * 2 серии) 2. Построение, подведение итогов урока |
|
Отметить и оценить за коллективную работу лучшие группы в построении пирамид. |