Организационно-обучающие игры на уроках иностранного языка
Иванова А.Ю. учитель английского языка МБОУ "Цивильская СОШ №2"
Каковы методы и приёмы устранения затруднений при работе с учащимися на уроках иностранных языков?
Аннотация: Данная статья раскрывает примеры использования организационно-обучающих игр (ООИ) на уроках иностранных языков (ИЯ).
Задачи:
1. Рассмотреть феномен организационно-обучающих игр (ООИ) в контексте активизации познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка;
2. Проанализировать особенности введения ООИ в состав урока ИЯ;
3. Привести примеры ООИ.
Иностранный язык как общеобразовательный предмет зачастую определяется как средство общения и приобщения школьников к культуре других народов. К тому же обучение иностранному языку является средством патриотического воспитания.
Современные социально-исторические, экономические и технологические перемены обуславливают необходимость совершенствования системы и практики преподавания иностранного языка. Таким образом, в современной методике преподавания иностранного языка приоритетными выступают вопросы повышения качества процесса обучения и уровня личностной образованности, усиления его гуманистического содержания и более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала иностранного языка как учебного курса применительно к индивидуальности каждого обучающегося.
Игра – социально-педагогическое явление, форма освоения социального опыта, вид развивающейся социальной деятельности. Игра требует умственных усилий и эмоционального напряжения. Она всегда занимает важное место в жизни человека, так как является одним из условий успешного развития личности, её способностей.
Игровые технологии – педагогический инструмент, способный:
1. снять языковой барьер;
2. интенсифицировать процесс обучения, сделать его активным.
Игра на уроке ИЯ позволяет преодолеть монотонность урока, когда требуется многократное повторение нового материала. Игра создаёт условия, максимально приближенные к реальному учебному общению с присущими ему признаками: эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.
Игра может занимать разное количество времени на уроке, захватывать весь урок или объединять несколько занятий.
ООИ обладают следующими аспектами:
- отсутствие влияния возрастных рамок;
- ориентация на любое количество участников;
- гибкость и многовариативность языковых ситуаций.
Существует несколько принципов разработки и ведения игр:
- принцип развития (игра как дидактическое средство развития адаптивного профессионального и социального мышления);
- принцип моделирования (построение сюжетов игр на базе реальных жизненных ситуаций);
- принцип сочетания игровых и дидактических целей (решение игровой задачи плюс личностный рост).
ООИ отличаются чёткой структурированностью и конкретной целью обучения. Выделяют следующие виды ООИ:
по типу языковой ситуации:
· языковые;
· ролевые;
· речевые;
· деловые.
на основе решаемых задач:
· грамматические;
· лексические;
· фонетические;
· орфографические.
Знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого обучающегося личностно-значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую ситуацию. На уроках используют групповую или парную работу как форму обучающих игр. При этом роль педагога в момент игры сводится к наблюдению за ходом игры, оказанию «направляющей» помощи.
Примеры ООИ: домино, квартет, пантомима, салат из букв, бинго, тексты с пробелами, грамматический теннис, угадай вопрос, «бегающий диктант», забастовка гласных, история из трёх слов, соревнование писателей, кто есть кто, и т. д.
Из личного опыта могу отметить, что детям нравятся ООИ, процесс обучения на иностранном языке действительно становится живым и интересным. В начальной школе я применяю игру, в которой детям нужно выстроиться по именам в соответствии с расположением букв в английском алфавите и придумать любое английское слово на свою букву, а также движение, повторяемое затем всеми участниками игры. Учащиеся очень любят игры, где нужно меняться местами, занимая свободный стул. Ведущими становятся участники, оставшиеся без места. В среднем звене ученикам нравится игра, когда из нескольких высказываний одного из участников игры необходимо выбрать ложные и правдивые.
В заключении хочется отметить то, что мотивированность в изучении иностранного языка может повысить, облегчить процесс усвоения материала. ООИ способствуют повышению мотивации учащихся, делая уроки ИЯ более живыми и интересными.
В статье использованы материалы курсов повышения квалификации 2018г. БУ ЧРИО г. Чебоксары.