Ярусова Т.Г.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ "Цивильская СОШ №2"
Актуальность изменений продиктована потребностью государства, общества, семьи в программах развивающего образования. Источник изменений – противоречие между необходимостью формирования личности, обладающей коммуникативными способностями и готовностью к вхождению в мировое сообщество и успешной жизнедеятельности в нем и недостаточным методическим обеспечением развития опыта творческой деятельности учащихся в процессе изучения литературы и русского языка.
Сущность ИПО (инновационный педагогический опыт) заключается в разработке условий ситуационно-позиционного обучения, которые включают следующие типы ситуаций учения-обучения: ситуация актуализации и проблематизации; ситуация концептуализации; ситуация моделирования; ситуация ученической рефлексии. Методическим средством реализации ситуационно-позиционного обучения в процессе преподавания русского языка и литературы является создание диалоговой развивающей дидактико-коммуникативной среды обеспечить расширение сферы самостоятельности учащихся – от учебной самостоятельности к свободному и ответственному жизненному самоопределению.
Концепция изменений предполагает создание на уроках литературы и русского языка творчески-развивающей образовательной среды за счет распространения активных форм обучения. Трудоемкость ИПО раскрывается через разработку новой типологии уроков, ориентированной на развитие творческого потенциала учащихся. Для эффективного внедрения технологии творческих мастерских на уроках литературы и русского языка учителю необходимо создать базу такого материала, систематизировать данный материал в рамках разработанной типологии уроков: по сферам и ситуациям общения, по степени сложности и т.д., включить в область дидактического обеспечения уроков информационные технологии.
Условиями развития творческих способностей учащихся на уроках литературы и русского языка являются изменение содержания обучения на основе усиления его мотивационного аспекта, прикладной направленности учебного материала и выбор адекватных форм его освоения с использованием имитационных и ролевых игр, проектов, создания творческих продуктов. Я-учитель, испытывающий потребность в общении с детьми, проявляющий профессиональное новаторство и профессиональную работоспособность, обладающий общей эрудицией и педагогической внимательностью.
Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача школы в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников добывать их и осваивать самостоятельно. Следовательно, развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей, воспитания духовности и нравственности, правовой культуры, то есть обеспечение общей процедуры саморазвития личности, должно обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на личностном включении школьника в процесс обучения. При таком способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся. А если учесть, что творчество заложено в детях самой природой и что они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться, то становится понятным – творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития. Уроки литературы и русского языка призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогает технология творческих мастерских. Методологическую основу опыта составляет диалектика как общий метод познания, заключающийся в целостном всестороннем рассмотрении процессов и явлений в их развитии, взаимодействии и взаимообусловленности. Технология мастерских основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже. Основные методические приемы – элементы технологии: индукция, самоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания. Каждый ребёнок в творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Первостепенная задача педагога – приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Способности ученика требуют оптимально подобранных для него условий обучения. Уроки «творческая мастерская» помогают достичь основных целей филологического образования: 1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности; 2) воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи; 3) становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности; 4) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся; 5) формирования потребности в систематическом чтении художественных произведений. Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных.
Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху. Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.) Мастерская требует большой подготовительной работы, которая проводится на нескольких уроках и позволяет расширять возможности урочной организации обучения. Применение информационных технологий на творческих мастерских необходимо, и мотивировано тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам литературы, активизируют познавательную деятельность, развивают творческий потенциал учащихся, осовременивают урок. Мастерская, так же как и урок, предполагает изучение нового материала, но в отличии от урока, новая информация предъявляется в мастерской по мере поступления запроса на неё от самих участников в тот момент, когда возникает информационное «голодание». Самые разнообразные педагогические приёмы работы с информацией – от элементов игры до работы со словарём – могут быть включены в мастерскую. По временной продолжительности мастерские разделяются на «одноактные» (от одного часа до трёх-четырёх часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод «погружения») и более. Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Типология мастерских так же, как и другие признаки этой инновационной формы обучения, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической обработке и теоретическому осмыслению.
Внешняя результативность ИПО: 1) за последние пять лет 13 учеников стали призерами районных и 1 – республиканской предметных олимпиад, 2) за период 2012-2017 гг. 9 учеников стали призерами районной конференции НПК и 1 ученик призёром республиканской конференции «Excelsior-2017»; 3) за тот же период 10 учеников стали победителями районных, 7 – республиканских, 4 – Межрегиональных и Всероссийских конкурсов сочинений 4) растёт процент учащихся, выбравших профессиональное обучение в ВУЗах гуманитарного профиля.
Внутренняя результативность ИПО: на основании контент-анализа продуктов деятельности учащихся констатировано наличие следующих изменений: обучающиеся научились обозначать цели; научились работать в группах (социоконструкция); научились выступать в группе, отстаивать собственную точку зрения (социализация).