Деятельностный подход в обучении математике как средство реализации ФГОС ООО

 

Деятельностный подход в обучении математике

как средство реализации ФГОС ООО.

Кавтазеева Е.Ю.,

учитель математики МБОУ «Цивильская СОШ №2»

Сегодня в системе образования происходят существенные изменения, связанные с переходом на ФГОС ООО. Математическое образование занимает одно из ведущих мест в системе общего образования. Разработка нового стандарта основана на переходе от знаниевой к деятельностной парадигме. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, основной результат которого – развитие личности ребенка на основе УУД. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение в его развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности. Для учителя принцип деятельностного подхода требует прежде всего понимания того, что обучение – это совместная деятельность основанная на сотрудничестве.

Требования ФГОС ООО к современному уроку

Концепция ФГОС, позиции системно-деятельностного и компетентностного  подхода определяют систему требований  уроку:

Целеполагание

Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности, целеполагание осуществляется совместно с обучающимися исходя из сфомулированной, желательно – обучающимися, проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и  способы деятельности они освоят в процессе  деятельности на уроке и знать план достижения поставленных задач

Мотивация

учитель должен сформировать интерес, как самый действенный мотив, к процессу учебной деятельности и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания

Практическая значимость знаний и способов деятельности.

учитель должен показать обучающимся возможности применения получаемых знаний и умений в их практической деятельности

Отбор содержания

 на уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока, определённые программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю

 

В преподавании математики в основной школе деятельностный подход реализуется в организации следующих видов деятельности учащихся:

1)      выполнение практических заданий и экспериментальных работ на этапе «открытия» новых знаний.

Образовательный процесс строится таким образом, чтобы предоставить каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении. Эти принципы отражает личностно ориентированный подход.

2)      самостоятельное выполнение проблемных заданий и решение проблемных задач.

Создание проблемной ситуации как ситуации интеллектуального затруднения, предполагает выполнение практического или теоретического задания, в ходе которого ученик должен «открыть» подлежащие усвоению новые знания и действия. Проблема может быть связана с содержанием учебного материала или способом его развертывания.  Процесс организации обучения включает последовательные действия учителя: 1) подборка системы задач, ориентированных на усмотрение проблемы и при выполнении которых ученик должен «открыть» подлежащие усвоению новые знания и действия; 2) создание  значимой для ученика проблемной ситуации; 3) формулировка исследовательской или творческой задачи; 4) обсуждение, совместная выработка главных направлений ее решения.

Проблемную ситуацию завершают вопросом, задачей, заданием, призывом к поиску. Проблема в учебном процессе определяется, как осознание учеником невозможности в данной ситуации разрешить возникшее затруднение или противоречие средствами наличного опыта или имеющихся в наличии знаний

3)      работа с учебником и учебной математической информацией, обучение анализировать учебный текст, выделять в нем математическое содержание и формулировать его на языке математики.

Работа с математическим текстом и учебником – это вид деятельности по формированию информационных умений и способностей учащихся. В современных условиях ведущим направлением  в обучении учащихся математике становится задача научить их работать с учебной математической книгой. Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию) является одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы по математике для основной школы (из требований ФГОС основного общего образования).

В процессе обучения можно организовать самостоятельную деятельность учащихся с математическим текстом и учебником на разных этапах: особенно на этапах «открытия» новых знаний, на этапах обобщения  и систематизации знаний, контроля и оценки. Для такой деятельности учащихся учителю необходимо составлять конкретные проблемные вопросы, проблемные задачи, проблемные задания. Примерами творческих заданий могут быть задания на установление истинности утверждений; на установление соответствия утверждений; задания на заполнение пропусков и  дополнение в предложениях; на нахождение закономерностей; задания, в которых требуется  анализировать  и  рассуждать. На этапах проверки усвоения изученных определений понятий эффективными становится  задания на  составление учащимися логических цепочек. Широко используются рисунки и чертежи, помогающие разобраться в соответствующих задачах и увидеть путь их решения.

Важнейшей задачей в основной школе становится обучение учащихся работать в соответствии с текстом, с указаниями в нем: последовательно выполнять те действия, которые рекомендуется выполнить в упражнении с одновременным прочтением текста учебника. Стандартом определено формирование умений работать с информацией, представленной в форме таблиц и диаграмм, извлекать информацию из таблиц и диаграмм, составлять в ходе сбора необходимых данных таблицы и диаграммы, преобразовывать математический текст в наглядной форме в виде таблиц и диаграмм

4)      совместный поиск идей на этапе актуализации знаний и целеполагания;

Планировать урок надо с целеполагания обучающегося – чему его мы хотим научить, при помощи каких ресурсов. В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя - ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату, причем эти этапы необходимы на любом уроке, независимо от его типа. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы (по Л.Г. Петерсон):

·         Урок открытия нового знания. Деятельностная цель: формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

·         Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

·         Урок обобщения и систематизации знаний. Деятельностная цель: формирование способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

·         Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции.

        При составлении технологической карты урока преподавателю необходимо ответить на вопросы: «Какой тип урока выбрать? Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение? Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке? Какие методы и средства обучения выбрать? Как организовать собственную деятельность и деятельность обучающихся? Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к достижению планируемых результатов?»

      5) нахождение закономерностей;

      6) подготовка и проведение семинаров, учебных исследований, проектов.

 Учебный проект – это усвоение знаний и способов получения этих знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, результатом которой становится выполнение творческих заданий, стимулирующих познавательную активность ученика, развитие его личностных качеств. Технология метода проектов предполагает организацию образовательного процесса, при котором ученик решает учебную проблему в ходе учебно-исследовательской деятельности и получает новый конкретный продукт.

 

Обучение на деятельностной основе – это обучение в процессе направляемой педагогом познавательной деятельности ученика, создание условий, выраженных в специальных ситуациях для проявления активности, самостоятельности учащихся, для развития их познавательных интересов, творческой мысли. Функция учителя заключается в целенаправленном  управлении изменением сознания и мышления обучаемых и  осуществляется через управление их деятельностью так, чтобы они были поставлены в условия саморазвития.