Профориентационный характер организации образовательного процесса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цивильская средняя общеобразовательная школа №2»

Профориентационный характер организации

образовательного процесса

                                                                                                   Автор: учитель технологии    

                                                                                                Васильева Инна Александровна

 Модернизационные процессы, происходящие в российском образовании, характер современной экономики, особенности развития ее сфер повышают роль профессиональной ориентации молодежи.

      О  неблагополучии  в  системе  профессиональной  ориентации  учащейся  молодежи  говорит  такой  факт  (его  приводит  в  своей  статье  академик  РАО  А.М. Новиков): общеобразовательная  школа  теряет  «по  дороге»  4,7  млн.  человек.  Из  них  примерно  700  тыс.  человек  поступают  в  учреждения  начального  профессионального  образования,  800  тыс. человек – среднего  профессионального,  но  более  3  млн.  человек  уходят  из  школы  «в никуда».

     Реализация Концепции профильного обучения актуализирует проблему профессионального самоопределения старшеклассников, однако современное профильное обучение еще традиционно ориентировано на внутрисистемные образовательные задачи; допрофильная подготовка имеет низкий профориентационный характер, ограничивается допрофильной курсовой подготовкой для сдачи экзамена по учебному предмету и практически не связана с содержанием будущей профессии.

В результате школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна:

важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, где будут работать;

грамотно построенная профориентационная работа – это решение завтрашних проблем, важный вклад в решение острых социальных проблем

 

Профориентация  -  сложный  комплекс  мероприятий  социально-экономического,  психолого-педагогического  и  медико - физиологического  характера,  цель  которых  -  формирование у человека  профессионального  самоопределения,  соответствующего  его  индивидуальным  особенностям  и  запросам  общества  в  профессиональной  рабочей  силе.

 

Цель профориентационной работы в ОУ - оказание психолого-педагогической поддержки учащимся, помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных способностей и возможностей в освоении той или иной профессии.

Решение  проблемы  профессионального  самоопределения  учащихся  связано с организацией  взаимодействия  всех  участников  учебно-воспитательного  процесса: администрации, психолога, социального  педагога,  классного руководителя,  учителей, педагогов дополнительного образования,  учащихся,  родителей.

    На  каждом  возрастном  этапе  школьной  жизнедеятельности  можно  выделить  свои  ключевые  особенности  и  направления  профориентационной  работы. 

1. Учащиеся  начальной  школы.  У  младших  школьников  нет  еще  оснований  для   совершения  серьезного  профессионального  выбора, еще  не  возникает  вопросов  о  содержании  профессии, условиях  работы,  престиже,  вознаграждении  и  т.д.  Но  именно в  этом  возрасте  могут  возникнуть  интересы,  которые  будут  иметь  выход  на  профессиональную  деятельность. Учитывая  это,  проводится работа  по  ознакомлению учеников начальной школы с  миром  профессий  и,  в  основном,  на  примере профессий  родителей.

     С  помощью  активных средств профориентационной  деятельности  (ролевые  и  дидактические  игры,  группы по интересам, общественно  полезный  труд,  экскурсии,  семейные  праздники  и др.)  формируется  добросовестное  отношение  к  труду,  понимание  его  роли  в  жизни  человека  и  общества,  дается  установка  на  выбор  профессии,  развивается  интерес  к  будущей профессии.  Профессиональное  самоопределение  у  младших  школьников   является  продолжением  их  знакомства  с  трудом  и  тружениками. Ознакомление с миром профессий, трудовой деятельностью окружающих людей, овладение некоторыми доступными элементами труда по разным профессиям, формирование интереса к ним.

2. Учащиеся  5 – 7  классов. Будущая  профессиональная  деятельность  выступает  для  ребенка  как  способ  создания  определенного  образа  жизни,  как  путь  самореализации,  раскрытия своих  возможностей.  Для  учащихся  должны  быть  созданы  условия  для  включения  в  различные  виды  деятельности (познавательную,  коммуникативную,  общественно  полезную)  с  целью развития  интересов  и  склонностей  к  определенным  профессиям,  умений  и  навыков. Для этого организовывается определенная «проба сил» в мастерских, кружках, группах, клубах по интересам.    Формируется  осознание  учащимися  своих  интересов,  способностей,  общественных  ценностей,  связанных  с  выбором  профессии  и  своего  места  в  обществе.  При  этом будущая  профессиональная  деятельность  выступает  как  способ  создания  определенного  образа  жизни,  как  путь  реализации   своих  возможностей.

3. Учащиеся  8-9 классов. В  данный  возрастной  период,  наиболее  интенсивно  формируются  ценностные  установки и  личностные  ориентации.  Внимание  школьников  акцентируется  на самовоспитании,  на  формировании  общественно  значимых  мотивов  выбора  профессии,  реальной  самооценке  ими  своих  потенциальных  возможностей,  необходимых  для  овладения  рядом специальностей  в  соответствии  с  потребностями  конкретного  экономического  района,  путях  продолжения  образования  и  получения  профессии.

4. Учащиеся  10-11 классов. На основе предшествующих этапов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым проявляется устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности; контроле и коррекции профессиональных планов; ознакомлении со способами оценки результатов, достижений в профессиональной деятельности.

В нашей школе налажена  профориентационная работа следующего содержания:

- разработка и утверждение элективных курсов предпрофильной подготовки в 9 классах; В рамках курса «Профессиональная ориентация школьников» наша школа тесно сотрудничает с Цивильским аграрно- технологическим техникумом. Ежемесячно учащиеся 9-х классов выезжают в техникум для знакомства с профессиями данного учебного заведения.

- ученики школы принимают участие в олимпиадах и конкурсах (очных и заочных);

Старшие классы занимаются по выбранным профилям: социально-гуманитарному, биолого-химическому, инженерному.

Наша школа ежегодно участвует и проводит следующие мероприятия.

1.    Участие в республиканской акции волонтёров-профориентаторов «Твой выбор   

      профессии», «Я б в рабочие пошёл!», в месячнике профориентации

    «Профессиональный компас», «Моё профессиональное будущее».

  1. Проведение классных часов, лекций, бесед по темам: «Профессия моих родителей», «Мир профессий», «Дороги, которые мы выбираем», «Я выбираю профессию», «Каким я вижу себя через 10 лет?», «Мир профессий и рынок труда» и т.д.
  2. Организация экскурсий на предприятия города и в учебные заведения профобразования. Проведение профориентационных встреч (с работодателями, представителями профессий, представителями учреждений профобразования, психологами и социальными педагогами).
  3. Приглашение организаторов Клуба «Кем быть?» при районном Доме культуры.
  4. Информирование о ситуации на рынке труда района,  республики, о мире профессий и их востребованности, о правилах приёма в учебные заведения.
  5. Индивидуальное и групповое профессиональное консультирование.

            Анкетирование и тестирование.

  1. Проведение КВН, интеллектуально-развлекательные игры по профориентации.
  2. Организация выставки литературы о профессиях. Оформление профориентационных стендов, информирование выпускников о мире профессий.