Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цивильская средняя общеобразовательная школа №2»
Профориентационный характер организации
образовательного процесса
Автор: учитель технологии
Васильева Инна Александровна
Модернизационные процессы, происходящие в российском образовании, характер современной экономики, особенности развития ее сфер повышают роль профессиональной ориентации молодежи.
О неблагополучии в системе профессиональной ориентации учащейся молодежи говорит такой факт (его приводит в своей статье академик РАО А.М. Новиков): общеобразовательная школа теряет «по дороге» 4,7 млн. человек. Из них примерно 700 тыс. человек поступают в учреждения начального профессионального образования, 800 тыс. человек – среднего профессионального, но более 3 млн. человек уходят из школы «в никуда».
Реализация Концепции профильного обучения актуализирует проблему профессионального самоопределения старшеклассников, однако современное профильное обучение еще традиционно ориентировано на внутрисистемные образовательные задачи; допрофильная подготовка имеет низкий профориентационный характер, ограничивается допрофильной курсовой подготовкой для сдачи экзамена по учебному предмету и практически не связана с содержанием будущей профессии.
В результате школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна:
важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, где будут работать;
грамотно построенная профориентационная работа – это решение завтрашних проблем, важный вклад в решение острых социальных проблем
Профориентация - сложный комплекс мероприятий социально-экономического, психолого-педагогического и медико - физиологического характера, цель которых - формирование у человека профессионального самоопределения, соответствующего его индивидуальным особенностям и запросам общества в профессиональной рабочей силе.
Цель профориентационной работы в ОУ - оказание психолого-педагогической поддержки учащимся, помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных способностей и возможностей в освоении той или иной профессии.
Решение проблемы профессионального самоопределения учащихся связано с организацией взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса: администрации, психолога, социального педагога, классного руководителя, учителей, педагогов дополнительного образования, учащихся, родителей.
На каждом возрастном этапе школьной жизнедеятельности можно выделить свои ключевые особенности и направления профориентационной работы.
1. Учащиеся начальной школы. У младших школьников нет еще оснований для совершения серьезного профессионального выбора, еще не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Но именно в этом возрасте могут возникнуть интересы, которые будут иметь выход на профессиональную деятельность. Учитывая это, проводится работа по ознакомлению учеников начальной школы с миром профессий и, в основном, на примере профессий родителей.
С помощью активных средств профориентационной деятельности (ролевые и дидактические игры, группы по интересам, общественно полезный труд, экскурсии, семейные праздники и др.) формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии. Профессиональное самоопределение у младших школьников является продолжением их знакомства с трудом и тружениками. Ознакомление с миром профессий, трудовой деятельностью окружающих людей, овладение некоторыми доступными элементами труда по разным профессиям, формирование интереса к ним.
2. Учащиеся 5 – 7 классов. Будущая профессиональная деятельность выступает для ребенка как способ создания определенного образа жизни, как путь самореализации, раскрытия своих возможностей. Для учащихся должны быть созданы условия для включения в различные виды деятельности (познавательную, коммуникативную, общественно полезную) с целью развития интересов и склонностей к определенным профессиям, умений и навыков. Для этого организовывается определенная «проба сил» в мастерских, кружках, группах, клубах по интересам. Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
3. Учащиеся 8-9 классов. В данный возрастной период, наиболее интенсивно формируются ценностные установки и личностные ориентации. Внимание школьников акцентируется на самовоспитании, на формировании общественно значимых мотивов выбора профессии, реальной самооценке ими своих потенциальных возможностей, необходимых для овладения рядом специальностей в соответствии с потребностями конкретного экономического района, путях продолжения образования и получения профессии.
4. Учащиеся 10-11 классов. На основе предшествующих этапов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым проявляется устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности; контроле и коррекции профессиональных планов; ознакомлении со способами оценки результатов, достижений в профессиональной деятельности.
В нашей школе налажена профориентационная работа следующего содержания:
- разработка и утверждение элективных курсов предпрофильной подготовки в 9 классах; В рамках курса «Профессиональная ориентация школьников» наша школа тесно сотрудничает с Цивильским аграрно- технологическим техникумом. Ежемесячно учащиеся 9-х классов выезжают в техникум для знакомства с профессиями данного учебного заведения.
- ученики школы принимают участие в олимпиадах и конкурсах (очных и заочных);
Старшие классы занимаются по выбранным профилям: социально-гуманитарному, биолого-химическому, инженерному.
Наша школа ежегодно участвует и проводит следующие мероприятия.
1. Участие в республиканской акции волонтёров-профориентаторов «Твой выбор
профессии», «Я б в рабочие пошёл!», в месячнике профориентации
«Профессиональный компас», «Моё профессиональное будущее».
-
Проведение классных часов, лекций, бесед по темам: «Профессия моих родителей», «Мир профессий», «Дороги, которые мы выбираем», «Я выбираю профессию», «Каким я вижу себя через 10 лет?», «Мир профессий и рынок труда» и т.д.
-
Организация экскурсий на предприятия города и в учебные заведения профобразования. Проведение профориентационных встреч (с работодателями, представителями профессий, представителями учреждений профобразования, психологами и социальными педагогами).
-
Приглашение организаторов Клуба «Кем быть?» при районном Доме культуры.
-
Информирование о ситуации на рынке труда района, республики, о мире профессий и их востребованности, о правилах приёма в учебные заведения.
-
Индивидуальное и групповое профессиональное консультирование.
Анкетирование и тестирование.
-
Проведение КВН, интеллектуально-развлекательные игры по профориентации.
-
Организация выставки литературы о профессиях. Оформление профориентационных стендов, информирование выпускников о мире профессий.